|
Дело Карамазовых - рецензия на спектакльУголовная история с таким названием, описанная Федором Достоевским, представлена в Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького.Правда, Федор Михайлович написал на сюжет сей истории роман, который настоятельно рекомендуем прочитать перед просмотром спектакля. Ибо А.Курейчик, автор инсценировки, представил зрителям похудевший скелет фабулы, в котором сразу трудно разобраться. Но надо отдать должное режиссеру-постановщику Михаилу Чумаченко, художественному руководителю русского театра драмы в Таллинне: атмосфера накаленных страстей в карамазовской семейке чувствуется с первых же сцен спектакля. И никак не получается у следователя, ведущего дело (Сергей Власов), весь кошмар и ужас отношений этих "отцов и детей" исследовать холодной логикой уголовного дела. Лучшая актерская работа спектакля - Федор Карамазов в исполнении народного артиста России Николая Сорокина. Актер, не жалея красок, в двух небольших сценах просто упивается мелкими и гадкими страстишками этого содержателя питейных заведений. Сладострастие в крови и у его сыновей, только прорисованы их натуры у Достоевского более широко - настолько раздольно, что действительно (для их же пользы!) можно сузить. На этом бы "поле" и поиграть замечательным актерам труппы, но сценарий "не пускает". Желание вместить в почти три часа сценического времени все сюжетные линии романа (вспомним, в МХТ в начале ХХ века постановка "Братьев Карамазовых занимала два вечера) оборачивается скороговоркой - и не только смысловой. Мало того, что с дикцией у актеров в наших театрах (всех, включая лучшие на сегодняшний день!) - проблема, так еще и главные сцены режиссер уводит вглубь сцены. В итоге даже такой важный для всего действия разговор Ивана (Артем Шкрабак) и Смердякова (Андрей Ребенков) почти не слышен даже с восьмого ряда. А ведь очень неплох в этой сцене Андрей Ребенков, вот и послушать-увидеть бы его где-нибудь на авансцене… Казалось бы, прямое попадание в роль - образ Дмитрия Карамазова в исполнении Сергея Галкина, но ничего нового по сравнению с другими работами актера увидеть не пришлось. Артист честно отыгрывает предложенный материал, представляя хорошего русского парня, попавшего в передрягу из-за своей любвеобильности - и не более того. В той же ситуации - и народная артистка России Татьяна Шкрабак, исполнительница роли Хохлаковой. Яркий, запоминающийся образ, но ничего нового: краски взяты режиссером из уже использованных некогда актрисой… Еще более сложная ситуация с другими женскими образами: так мало драматургического материала и времени, чтобы показать во всей красе и Грушеньку (Кристина Гаврюкова), образ, который мечтает сыграть любая актриса, и Катерину Ивановну (заслуженная артистка России Наталья Гординская). Лизе Хохлаковой (Екатерина Березина) и Алеше (Артем Волобуев) повезло больше: в длинной по времени сцене в финале спектакля прорисовывается их будущее. По версии режиссера и сценариста оно не намного отличается от жизни старика Федора: в Алеше все-таки тоже - гены Карамазовых. И уж совсем лишним кажется присутствие на сцене обаятельного Черта (Владимир Рузанов). Если все-таки разговор на сцене идет об уголовном деле, то в любом из них, какое ни возьми, Дьявол борется с Богом. И поле этой битвы - душа Человека. Но тем и отличается дело Карамазовых от всех прочих, что побеждает Бог, заставляя через страдания возрождаться лучшее в той самой душе. Это потрясающе описано великим писателем в романе и лишь частично показано в спектакле с закономерно измененным названием. |
||
25.04.2006 |