Вариант для 
печати 
.doc 36  КБ

В е р а   В о л о ш и н о в а   -  архив статей
На главную      Другие статьи раздела      E-mail werawolw@yandex.ru


Так кто же из них - дурак?!...

Премьера накануне Международного женского дня в Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького, словно извиняясь перед всеми женщинами за слабости сильного пола, носила название "Ужин дураков". Именно последним словом была охарактеризована одна из половин человечества в одноименной комедии Франсиса Вебера. И, право же, в представленной ситуации эта сильная половина заслуживала такой характеристики.

Пересказывать сюжет комедии - дело неблагодарное. Но он дает повод порассуждать, кого в этой жизни стоит называть дураками. Взять первого претендента на это звание - Франсуа Пиньона в исполнении Андрея Ребенкова. У каждого в жизни хоть раз было какое-то хобби. Но умный человек никогда своим увлечением не доведет близкого человека, то есть жену, до умопомрачения. А этот довел-таки: бедная женщина сбежит с первым попавшимся, лишь бы постоянно не слышать о хобби мужа - макетах из спичек! И того, кто решил над ним поиздеваться, издателя Пьера Брошана (Сергей Власов), также этот наивный до одурения человек (и, кстати, весьма довольный собой человек) доводит до того, что от него уходит жена. А также провоцирует визит у нему налогового инспектора. У Франсуа попросту отсутствуют некие тормоза: как только он вспоминает о своих макетах, им начинает овладевать чувство, после Ильфа и Петрова известное в народе под названием "Остапа понесло!". Оставаться после этого рядом с ним попросту опасно для жизни.

Модного издателя Брошана вроде бы поначалу дураком назвать трудно. Ему, хитрому и изворотливому, так ловко уходившему от уплаты налогов, тем не менее после ухода жены разум словно отказывает. Он просто не видит, пряча дорогие картины в соседней комнате, что на стенах остаются светлые пятна, и не понимает, что разбавленное уксусом вино может только разозлить его попробовавшего.

Следующий претендент на роль дурака - налоговый инспектор Шеваль в исполнении Артема Шкрабака. То, что футбольные фанаты - люди со сдвинутой психикой, всем понятно давно, но, согласимся, что болеть дома за любимую команду в ее спортивной форме - это уже слишком! Вторая страсть у Шеваля - работа. И когда он узнает, что его жена изменяет ему с закоренелым неплательщиком налогов (и не просто изменяет, а танцует вместе с ним на бланках налоговых деклараций!) у него просто ум на разум заходит. Так что его вполне можно рассматривать в качестве следующего кандидата на приглашение в качестве дурака на ужин.

А теперь - об исполнении этой комедии на сцене академического театра. Проявленная способность к эксцентризму у актера Ребенкова (и здесь он достигает вполне определенного успеха) явно заслоняет суть, как нам кажется, самого образа Пиньона. Ну не может такой, с позволения сказать, наивный до безобразия человек, служить в контролирующих органах!

Как не вспомнить исполнение той же роли (наши театры до удивления отличаются одинаковым репертуаром, явно срисованным с московских афиш!) в Таганрогском драматическом театре имени А.П.Чехова заслуженным артистом РФ Александром Топольсковым несколько лет назад?!

Наивность Франсуа-Топольскова проявлял вполне до определенного момента. Но когда дело коснулось его профессии, актер явно дал понять, что перед нами - профессионал высокого класса. Сразу же вспомнился и тот момент, что во всем мире должности госслужащих - весьма почетные места работы, и откровенных дураков там явно не держат.

Явно не хватает цинизма и издателю Брошану Сергея Власова. Приглашать людей на ужин и откровенно издеваться над ними - это, согласитесь прямо-таки изощренный цинизм. А перед нами предстает прежде всего человек, которого прихватил радикулит. Поскольку ощущения эти знакомы многим, симпатии ему отданы с самого начала. Да и трезвость его суждений также не вызывает протеста. Почему от Брошана уходит жена (заслуженная артистка РФ Наталья Гординская), так и остается непонятным. Кстати, образ последней - самый невнятный образ во всем спектакле.

Самый понятен в "Ужине дураков" - инспектор Шеваль в исполнении Артема Шкрабака. Артист еще раз доказал, что ему ближе создание эксцентрических образов, а не героических - типа Чацкого. Вот уж кто, появившись на сцене, сразу же приковывает к себе внимание. Вот уж кто понятен "до последнего винтика" благодаря четкому исполнению задач, поставленным режиссером Михаилом Чумаченко.

"Озадаченность" остальных актеров, как видим, не сведена в единую систему, потому и привести зрителя к единой мысли в финале постановки исполнители не могут. Практически то же самое пришлось наблюдать и в "Белой гвардии", осуществленной на академической сцене тем же постановщиком. То ли времени не хватает у московского режиссера довести все до ума, то ли актеры уже растренированы без режиссерской воли…

И все же стоит признать данную постановку шагом вперед для труппы. Ибо легковесные комедии типа "мадам Птушкина" постепенно начинают заменяться качественным драматургическим материалом. А он позволяет актерам театра расти профессионально.


11.04.2005
("Ростов официальный", 2005, №7, с.12)


В е р а     В о л о ш и н о в а

URL werawolw.narod.ru      Copyright& 2003    Desing by copyright& С.П.
Hosted by uCoz