Чумаченко Михаил Николаевич, декан режиссерского факультета Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС. Фото В.Волошиновой

Дело Карамазовых

Справка «Новой газеты на Дону»

Чумаченко Михаил Николаевич, декан режиссерского факультета Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС), художественный руководитель русского театра в Таллинне (Эстония). Постановки в Ростовском академическом театре драмы — «Опасные связи», «Белая гвардия».

В скором времени репертуар Ростовского академического театра драмы имени М.Горького пополнится очередным названием. Вниманию публики будет представлена сценическая версия романа Достоевского «Братья Карамазовы». «Новой на Дону» удалось побеседовать с режиссером спектакля Михаилом Чумаченко.

– Чем объяснить такой выбор? Почему режиссер из Москвы ставит в Ростове именно это известнейшее произведение Достоевского?

– Если взять это известнейшее, как вы сказали, произведение Достоевского и спросить, что знают о нем нынешние жители России, то выяснится, что даже его сюжет могут пересказать далеко не все. А те, кто все–таки перескажет, воспользуются при этом впечатлениями от знаменитого фильма Ивана Пырьева. Поэтому об этом романе надо говорить как о штампово–знаковом произведении. Недавно один из местных чиновников мне сказал, что, мол, Ростов в ХIХ веке был крупным купеческим городом. И реалии «Братьев Карамазовых» надо максимально приблизить к здешним реалиям.

–?!

– Как ему объяснить, что сравнивать Ростов со Скотопригонском – значит делать городу сомнительную рекламу?!

– Произведение выбрали вы или театр?

– Это мой выбор. Наша связь с Ростовским академическим театром драмы продолжается уже 15 лет. Поэтому, отвечая за свои слова, могу сказать, что мужская часть этой труппы — одна из лучших в России. Как ни странно, отличные женские составы в театрах страны можно найти, а вот труппы с сильным мужским составом, да еще разновозрастным, увидеть почти невозможно. Здесь есть талантливые молодые ребята, большая группа актеров переходного периода – от молодого к среднему возрасту. Очень крепкая группа среднего возраста. Есть несколько взрослых мастеров. Какой театр может показать актера уровня Бушнова или Богодуха? Да не каждый московский!

– Так про что же будет спектакль?

– Про то же, что и у Достоевского: идет борьба за души людей между Богом и дьяволом. Поле борьбы — сам человек. По психологическим ходам все хорошо укладывается в наше время. Офицер, который служил в одной из «горячих точек», вернулся в город…

– Это вы о Дмитрии Карамазове?!...

– О нем. Есть и некий дяденька, который имеет огромное состояние и которому принадлежат все рестораны города — это Федор Павлович. Представить этот роман в постановке 25 лет назад было трудно. А нынче читать русских классиков ХIХ века становится настоящим удовольствием. Никому не надо объяснять, что такое банкрот, и почему папа должен выдать дочку замуж за человека с большими деньгами. Всем все понятно. Есть в романе еще одна тема, абсолютно российская. Ведь только в России любую теорию проверяют на себе и до конца.

– Простите, но почти в каждом вашем слове чувствуется педагог. Для ростовской труппы это замечательно. Мы как–то уже привыкли к режиссерам, которые приезжают сюда для того, чтобы поставить спектакль и уехать. Профессиональный рост актеров на предлагаемом материале их совершенно не волнует. Поэтому не могу не задать вопрос о современной режиссуре, поскольку вы причастны к воспитанию нынешних постановщиков. В Ростовском Молодежном уже много месяцев нет главного режиссера. Объявлен конкурс, но что–то очереди из желающих занять это место не видно. Разве это не престижно — иметь свой театр, самому выстраивать репертуарную политику?

– Могу сказать, что с первого января 2006–го я являюсь художественным руководителем Русского драматического театра в Таллинне, хотя четыре года отказывался от этого поста. Существование режиссуры нынче предполагает наличие двух групп людей. Одна из них – назовем их «новорежи» – это те, кто, работая над спектаклем, решает проблему не будущих эмоций зрителя, а собственного пиара. Они сегодня достаточно известны. Основная их задача — собственные заработки. Вторая группа — это те, кого устраивает решение режиссерских задач, но кто совсем не хочет заниматься тем, о чем упомянули вы. А задача настоящего режиссера не только выстраивание репертуарной политики, но и решение таких проблем, как бенефис пожилой актрисы, жилье, питание и отдых молодых актеров, ремонт здания. К творческому процессу все это отношения не имеет, и можно понять известного в Ростове Юрия Ивановича Еремина, который говорит: «Да зачем мне это все надо?!» Так что сложности, с которым сталкивается Молодежный театр, понятны.

С этой точки зрения, судьба Ростовского академического театра — счастливая. Можно по–разному относиться к личности и способностям Николая Евгеньевича Сорокина, но не понимать того, что сегодняшнее существование театра — это его личная заслуга, нельзя. Не обсуждая личность и талант Владимира Борисовича Чигишева, надо также понять, что с его отъездом тот, его театр – исчез. Сегодня один из ведущих театральных педагогов и экономистов Геннадий Дадамян очень точно констатировал следующее: время режиссерского театра закончилось. Началось время театра продюсерского.

– Кого же мы увидим в главных ролях в «Братьях Карамазовых»?

– Николай Сорокин — Федор Карамазов, старец Зосима — Михаил Бушнов, Дмитрий Карамазов — Сергей Галкин, Иван Карамазов — Артем Шкрабак, Смердяков — Андрей Ребенков, следователь — Сергей Власов. Он ведет всю историю. Понятно, что роман «Братья Карамазовы» – это не театральный материал для зала в 1200 мест. Для такого зала театральным является «дело Карамазовых» как отдельная уголовная история. Алеша Карамазов — это Артем Волобуев и Павел Черноусов. Хохлакова — Татьяна Шкрабак, Катерина Ивановна — Наталья Гординская, Грушенька — это Кристина Гаврюкова и Ольга Васильева, Лиза — Екатерина Березина и Ольга Денисова.

– Не могу не спросить напоследок — как вам работается в Русском театре в Эстонии? Трудностей много?

– Кроме творческих, никаких. Правительство республики выделило 30 миллионов долларов на ремонт и реконструкцию Русского театра, одного из старейших театральных зданий Европы с пятью сценическими площадками. В Москве в Школе–студии МХАТ учатся 12 эстонских студентов, часть из которых после окончания обучения вольются и в труппу Русского театра. Для многих уже приобретены квартиры.


03.03.2006
(«Новая газета на Дону», № 13 (34/1135), с.22)

В е р а     В о л о ш и н о в а

Наверх 

Hosted by uCoz