Вариант для печати .doc 34 КБ |
|
"Мышка"! Я тебя знаю?!...Премьера "Летучей мыши" И.Штрауса в Ростовской государственном музыкальном театре показала следующее: ростовская оперетта на 75-м году своей жизни не умерла. Но "пациентка" больна, и ее выздоровление лежит в сфере воспитания нового поколения актеров.Пока же все держится на "старой гвардии", которая демонстрирует великолепное понимание условностей жанра. То есть, попросту говоря, как нужно играть оперетту. Народный артист России Александр Клейменов в роли директора театра Фалька просто летает по сцене и сочиняет на ходу историю о переименовании и смерти несчастной собаки так азартно, что - попробуй не поверь! Под стать ему и заслуженный артист России Геннадий Верхогляд в роли Генриха. Обоим исполнителям в первом действии удалось поймать то лукавство, которое великий австриец заложил в один из самых известных музыкальных номеров своего произведения - прощание Генриха с Розалиндой перед уходом якобы в тюрьму. С каким прекрасным подтекстом поют оба героя грустные слова, который потом переходит в откровенную радость по поводу предстоящего бала, как великолепно демонстрируют мгновенный переход от радостной подтанцовки к скорбным позам! Вот она, школа театра яркой формы, какой всегда была классическая оперетта, где исполнителям не нужно было переживать в уголочке, а ярко демонстрировать свои чувства, напрямую общаясь со зрителем! Но самое главное - и эти актеры, и заслуженная артистка России Марина Красильникова в роли Амалии, и заслуженный артист России Вячеслав Гостищев в роли директора тюрьмы Франка, и заслуженный артист России Владимир Бурлуцкий в роли прокурора, и обе Адели (Ольга Макарова и Галина Ямпольская) - не жалеют себя во имя создания полнокровного образа. Они по-другому и не могут, потому каждое появление их на сцене - это праздник во имя той самой ростовской музыкальной комедии, юбилею которой и посвящен нынешний сезон театра. К сожалению, Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова не готовит артистов оперетты. Она готовит солистов, у которых такой предмет, как актерское мастерство занимает лишь… час в неделю. Выпускникам консерватории, принятым в труппу театра, приходится нагонять упущенное в ходе репетиций, что получается у них не всегда: у кого - по недостатку актерских способностей при наличии прекрасных вокальных данных, у кого - по нежеланию на такие "мелочи" тратить время. А с кем-то просто надо работать, на что в театре в круговерти премьер времени попросту не хватает. Вот и выходят на сцену порой такие молодые, но такие неуклюжие фигуры, которым жанр оперетты попросту противопоказан. Не потому ли в ростовской оперетте исчезли танцы?! Речь идет не о вставных балетных номерах, а о тех "каскадах", которые доводилось видеть в этом же театре в исполнении солистов оперетты некоторое время назад. Оперетта "Летучая мышь" написана композитором в ХIХ веке. Иное время, иные ритмы жизни. Тогда смотреть в театре три продолжительных акта подряд было делом привычным. Сегодня мы живем в том времени, которое диктует совсем иной способ восприятия. Но оперетта тем и хороша, что позволяет вихрь описанных в ней событий наполнить по-настоящему современным темпо-ритмом существования. Было бы желание затратить на это свои возможности и навыки! Можно выстроить интересные мизансцены (режиссер Олег Зимин), можно придумать замечательную сценографию (художник - заслуженный работник культуры России Василий Алексеенко) и сшить радующие глаз костюмы (художник Наталья Земалиндинова), но если нет этого желания в сочетании с пониманием условностей жанра у каждого исполнителя (подчеркнем, у каждого!), представление покажется скучным. И великолепная музыка уже не в силах будет унести зрителя на верх блаженства, и возобновятся разговоры о преждевременной смерти старушки-оперетты. | ||
3.10.2005 ("Новая газета на Дону" №2(57) 2005.- с.13) |