Донья Анхела - заслуженная артистка РФ Валерия Искворина, донья Беатрис - Светлана Садикова в спектакле Ростовского Молодежного 'Дама-привидение'. Фото В.Волошинова

Широка Испания родная…

В Ростовском академическом областном молодежном театре прошла премьера спектакля «Дама-привидение» по комедии Кальдерона «Дама-невидимка».

Как сегодня ставить «комедию плаща и шпаги», единого рецепта нет. Это раньше все было ясно: широкополые шляпы кавалеров, гофрированные воротники-удавки у дам, затянутых в черные платья, звон тех самых шпаг и взмахи тех самых плащей, не говоря уже о постоянных разговорах о чести. И все – абсолютно серьезно!

Нынче смотреть на все это, может быть, где-нибудь кто-нибудь и будет, но недолго – и ритмы жизни другие, и средневековые реалии, прямо скажем, мало кого могут взволновать сегодня.

Вот потому-то и решено в этом спектакле все по-другому. Перед занавесом – коврик, и не просто некий атрибут декорации. Он как бы напоминает известное высказывание одного из основоположников МХТ: имеем коврик и двух актеров – вот вам и театр. То есть, сразу заявлено о том, что главным в спектакле является Актер.

И не просто актер – актер синтетический, то есть умеющий не просто «давать страсть», но и петь, и танцевать. Они и пляшут – все эти доны и доньи, забыв про сумрачные правила чести и выверенные веками этикеты. Режиссер Борис Уваров из Санкт-Петербурга, судя по всему, абсолютно уверен в том, что «Дама…» есть комедия прежде всего молодежная, не зря же ее участникам – ну, очень немного лет.

Взять главную героиню – вдовушку донью Анхелу (заслуженная артистка России Валерия Искворина). Она из тех самых пронзительных блондинок, за анекдоты о которых до сих пор можно поплатиться тюремным заключением в такой стране, как Хорватия. Как же ей жилось, бедной, со своим мужем-казнокрадом, если сейчас так и хочется пуститься «во все тяжкие»?!

«Тяжкие» на самом деле не так уж и «тяжки» и заключаются в самостоятельной прогулке по улице города. Вот она, Испания родная, ничем не лучше нынешнего Ирана! Вот и вынуждена молодая женщина для начала переодеться в потрясающий костюм, придуманный Натальей Земалендиновой, взяв в сопровождающие себе служанку Изабель (Ольга Щелокова). Потом же, преследуемая собственным братом (!) доном Луисом (Вадим Шанаурин), она от отчаянья бросается за помощью к первому встречному. Им оказывается галантный дон Мануэль (Жалиль Садиков), которому, как понятно, и суждено стать ее возлюбленным.

Дурачат женщины мужчин в этом спектакле с великим удовольствием и истинно южным темпераментом! И это – при том, что никакой псевдоиспании на сцене нет: есть огромная картина, изображающая сцену соблазнения Вулканом Венеры, символ светскости, есть роскошных размеров кровать – символ понятно чего. И есть пресловутый шкаф, разделяющий две комнаты, роль которого играет обычная занавеска. И есть донья Беатрис – потрясающая Светлана Садикова – настоящая клоунесса, награжденная любовью пылкого дона Хуана (Вячеслав Кусков) в финале. И роль-то Садиковой сделана практически из нескольких реплик, а от того, как она дурачится на сцене, глаз не оторвешь!

Но рассказ об этом представлении не был бы неполным, если не упомянуть двух слуг двух господ – Романа Меринова и Анатолия Матешова. Через этих слегка нелепых, но таких искренних в своих действиях людей «из народа», кажется, и дышит сам народ, та самая Испания, пережившая более чем тысячелетнее мавританское иго и многовековую войну за свое освобождение – Реконкисту.

Словом, пристроенной оказалась вся многочисленная родня, собравшаяся в одном мадридском доме. Кроме мрачного дона Луиса, которому – поделом: нечего на улице к женщинам приставать! Так и на сестру нарваться можно…


26.05.2007

В е р а     В о л о ш и н о в а

Наверх 

Hosted by uCoz