Сцена из спектакля 'Тигран Великий' по драме Ары Геворкяна Ростовского Академического театра им. М.Горького. Фото В.Волошинова

Армянский властелин колец

В Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького – премьера: народный артист России Николай Сорокин поставил историческую драму Ары Геворкяна «Тигран Великий».

Третья по численности диаспора Дона – армяне – очень отзывчива на внимание к ее национальной культуры. Достаточно со сцены прозвучать знаменитому «Журавлю», народной песне, где говорится о тоске по родине, и зал уже взят в плен - и надолго. Достаточно появиться на заднике горы Арарат – в ответ благодарные аплодисменты.

Но что–то тоскливо становится в ходе самого спектакля. Все происходящее на сцене плоско, иллюстративно, предсказуемо. Все события не сыграны, а лишь обозначены. Актеры пытаются играть характеры, а драматург не позаботился о «дровишках» к этим кострам. Брать материал для создания образов исполнителям неоткуда.

Стоит отметить костюмы Натальи Пальшковой. Все эти ниспадающие складки греческих хитонов, обтягивающие тонкие талии воинов кафтаны, алые римские туники создают повышенный эмоциональный фон. Хореография Любови Богаткиной несколько однообразна, но и возможностей для фантазии предоставлено балетмейстеру маловато - сплошные воинственные атнцы. Красочны декорации (художник Виктор Садовой), носящие некоторый походный характер.

Словом, как бы все на месте, а в итоге – некий мюзик–холл. Складывается впечатление, что режиссер попытался спрятать за яркой формой фактическое отсутствие драматургии. Заявлен конфликт между Тиграном Великим (заслуженный артист России Сергей Галкин) и его детьми, между собирателем земель и теми, кто собирается разрушить созданную им Великую Армению. А на деле все утопает в разборках, какая же все–таки из жен завоевателя лучше – греческая или армянская? Армянская, конечно же, идеал, а греческая, хоть моложе и красивее, но отрицательно влияет на царя. Сын армянской жены тих и скромен, а греческие дети хотят лишить Тиграна трона. А уж какие нехорошие римляне! Главное, оказывается, отчего страдает в это время армянский народ, так это от отсутствия собственного алфавита, который, правда, был создан несколько веков спустя. Звучит в спектакле и упоминание о возрасте Тиграна в тот момент, когда он признает над собой власть Рима. Создатели спектакля почему–то решили, что окончил свои дни царь в 70 лет, хотя, если верить не тому, что написано в программке, а Большому Советскому энциклопедическому словарю, он едва пережил свое 40–летие…

Так что претензии на такой жанр, как историческая драма, пожалуй, у «Тиграна Великого« завышены. Последняя премьера Ростовского академического театра драмы имени М.Горького, скорее, может претендовать на жанр «фэнтэзи».


18.11.2007

В е р а     В о л о ш и н о в а

Наверх 

Hosted by uCoz