Сцена из спектакля 'Калека с острова Инишмаан' Ростовского областного академического театра.Фото В.Волошинова

Два «Калеки» одновременно

В Ростове-на-Дону состоялось событие, которое по достоинству оценили любители театра: с разницей в день в донской столице можно было увидеть одну и ту же пьесу популярного ныне ирландского драматурга Мартина МакДонаха – «Калека с острова Инишмаан». Одну постановку на сцене Ростовского областного академического театра осуществила заслуженный деятель искусств России Лариса Лелянова, главный режиссер Томского ТЮЗа. Вторую привезла и показала во время своих гастролей труппа Воронежского Камерного театра, где поставил эту пьесу лауреат Госпремии имени К.С.Станиславского Михаил Бычков.

Любимый ростовчанами Михаил Бычков весьма сократил текст ирландца и попытался сделать некую притчу о человеке, который рвется от своих корней, но, поняв, что никому в этом мире он не очень-то и нужен, возвращается на остров к своим близким. Темп нынешней жизни отучил зрителей смотреть длинные по времени спектакли, хотя эксперименты с операми Вагнера в Санкт-Петербурге говорят об обратном. Спектакль Бычкова укладывается в привычные современному кинозрителю два часа сорок минут. Но пространство игры для актеров получается невероятно узким. И они, прекрасные профессионалы (Бычков – режиссер, который имеет возможность выбирать, с кем работать) зачастую не проживают события на сцене, а лишь обозначают их. Получается некая скороговорка, которая не дает зрителю влюбиться в персонажей, что происходит в спектакле ростовчан. Да и сам калека Билли из Ворожена (его увечность нарочито подчеркнута) в этом спектакле, строго говоря, мог бы быть и не калекой: обнаруженный у него туберкулез, в конце концов, тоже не «сахар».

Спектакль ростовской труппы идет долго. Режиссер не только не поступилась текстом: некоторые фразы герои повторяют по несколько раз, из чего рождается невероятный комический эффект. Именно подробное проживание актерами предложенных автором и режиссером обстоятельств невероятно ясно показывает ту пустоту жизни на острове Инишмаан, из которой рождается и трагедия, и комедия. Можно понять выросшего калекой мальчика, которому и заняться-то нечем, иначе как разглядыванием коров. От этого действительно можно сбежать куда угодно. Роман Меринов, играющий Билли, делает его романтиком. У его героя попытка сбежать с острова – это не просто желание вырваться в другой мир, но и самому стать другим. И он им становится, невольно предавая вырастивших его тетушек (заслуженные артистки России Маргарита Лобанова и Валерия Искворина), обманом заставляя Бобби (Анатолий Матешов) вывести его на съемки к американцам. Возвращается Билли действительно другим человеком, и костюм (художник Владимир Авдеев) только подчеркивает это. Потому и финал в Молодежном, в котором Хелен, которой палец в рот не клади (Наталья Аскарова), фактически признается калеке в любви, весьма логичен. У воронежцев Билли фактически эту любовь выпрашивает – как говорится, почувствуйте разницу.

И еще нельзя не сказать об одной «сладкой парочке» - Джонни Патинмайке (заслуженный артист Николай Ханжаров) и его мамаше (Раиса Пащенко). Николай Ханжаров точно уменьшился в росте, став Джонни – своеобразным радио острова, разносчиком новостей и сплетен. Однако пусть зрители не спешат осуждать этого суетливого старика: в конце спектакля он предстанет перед ними совсем в другом свете. А его мамаша приковывает взгляд сразу с момента появления: выпивая и существуя в своем прошлом, она более чем адекватно воспринимает день сегодняшний. Правда, выражается это в таких формах, что одно движение этой сухонькой старушки вызывает гомерический хохот, работая на жанр спектакля – комический триллер.

Говорить о том, что ростовчане выиграли творческое соревнование у воронежцев, нельзя. Можно не сомневаться, что и у постановки Михаила Бычкова найдется немало поклонников. Такие невольные состязания – только на радость зрителям города, который давно уже признан театральным.


16.10.2007

В е р а     В о л о ш и н о в а

Наверх 

Hosted by uCoz